Как вы, православные, держите себя в норме? - «Стиль жизни» » Уютно как дома.
Создать акаунт
МАМА, ПАПА, Я - ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ » Наши дети » Как вы, православные, держите себя в норме? - «Стиль жизни»

Как вы, православные, держите себя в норме? - «Стиль жизни»

05 дек 2023, 10:03
Наши дети / Здоровье / Мир женщины / Диеты / Тесты онлайн / Мода / Отношения / СТАТЬИ
118
0
Как вы, православные, держите себя в норме? - «Стиль жизни»

Все темы сайта разделены на несколько каталогов для всей семьи: В каталоге "Лучшая мама" - собраны статьи для и о прекрасных женщинах, лучших мамах. Он включает статьи о зачатии, беременности, родах, как оставаться всегда в самой лучшей форме, и быть здоровой, самой красивой, гостеприимной хозяйкой - мастерицей.



У меня есть подруга — психолог по второму образованию. Сочувствующая православию, но скорее на расстоянии. И она предложила очень интересный вопрос: как, мол, вы, православные, держите себя в норме? В смысле — в адекватной самооценке без перекосов в самоуничижение или шапкозакидательство. Задело ее знание, что в Библии говорится: «всякий возвышающий себя унижен будет». А в другом отрывке апостол Павел, казалось бы, противоречит: «Разве не знаете, что вы храм живущего в вас духа?»

А ведь это правда интересно. «Храм духа» — это же, вообще-то, ого-го какое величие. И «дети Божии», «друзья Христовы» — это тоже в контексте Евангелия вполне привычные определения для христиан. Казалось бы, что выше этого? Но с какого момента начинается какое-то не то «возвышение», а до какого — полет проходит штатно?

У Льюиса в «Расторжении брака» довольно буквально сопоставлено ошибочное возвышение — и возвышение от Бога. Описана посмертная встреча супругов. Он при жизни был «зацикленным» на собственной самооценке эгоистом, домашним тираном, привыкшим к манипуляциям на жалости, она — обычной женщиной, верной женой. На том свете они встречаются как королева духа и карлик, который продолжает на глазах уменьшаться и наконец исчезает, не выдерживая величия ближнего.

Кажется, Льюис просто блестяще описал круг проблем, которые будут косить христиан нового времени с его бесконечной «глубиной самокопания» (а также «докапывания» до ближних с целью и их довести до «идеала»).

Возвышение, возвеличивание — это не всегда простая гордость и тщеславное самовосхваление. Возвеличить — изменить величину творения — вообще под силу только Творцу. Но мы можем выбирать неверный угол зрения на самих себя, приводящий к оптическому обману. Чем ближе к нам предмет, тем крупнее он кажется.

Если поставить простой стакан перед самым собственным носом, он заслонит собой масштабный пейзаж вдали: ты мог нарисовать целый пейзаж или натюрморт со стаканом в пейзаже, а вынужден рассматривать один этот несчастный стакан. Это и есть то самое «возвышение себя» — смещение всего остального мира за границы собственного внимания, фиксация на себе и только себе.

Совсем не обязательно возвышение — это самовосхваление! Можно и собственные комплексы, травмы, проблемы и недостатки «возвеличивать». Здоровый взгляд — это взгляд на себя «в пейзаже» — когда видишь свои недостатки лишь частью более масштабной картины бытия и по мере надобности с ними борешься — ну, чтобы картину не портили. Если ты небольшая деталь в огромном механизме мира Божьего, приходится следить, чтобы твой собственный механизм был исправен. Вышла замуж и оказалось, что тебе лень вести взрослую жизнь и следить за хозяйством? Ок, придется учиться и менять привычки, может быть даже «прорабатывать травмы», если без этого никак. Такой ненавязчивый рабочий процесс над собой, параллельный еще десятку других процессов в жизни.

А можно сосредоточиться исключительно на себе, свои недостатки и проблемы сделать фокусом внимания, сесть над ними в позе васнецовской Алёнушки и все туманные ошметки «пейзажа» на периферии видеть тоже только через призму этих гигантских проблем и недостатков. «Ах, я никогда не научусь работать — у меня психологическая травма!» «Ох, я не готов помогать ближним/не способна выйти замуж — у меня не сформирована сепарация от родителей!» «Нет, я наверное никогда не смогу убирать за собой, у меня проблемы с мотивацией, я не могу их проработать уже второй десяток лет!»

Человек себя вроде не просто не возвышает, а буквально в землю втоптал постоянными придирками, но на деле — для него кроме него и его «ничтожества» ничего вокруг и не существует. Какое дело до Творца и Его творения, когда так сладко рыться в глубинах собственной «плохости»! Вот тогда и получается то самое «смирение паче гордости».

Или человек «видит проблему» и «работает над собой»… Год работает, два, десять, озолотил всех психологов в округе, а воз и ныне там. Порой здесь просто нет готовности выйти за рамки себя, сдвинуть «стакан» чуть в сторону, чтобы не заслонял пейзаж мира Божьего. А ведь
если немного сдвинуть, возможно, и не захочется больше в нем рыться, так как окажется, что стакан проблем давно пуст, просто мы сами в него подливаем, чтобы было на чем фокусироваться.

В вопросах «самооценки» мы можем опираться на одно из базовых повелений: будьте мудры как змеи и просты как голуби. В этом случае к мудрости змеи может относиться бесконечное обучение, «самосовершенствование», повышение психологической грамотности и очередной курс личной терапии. Но всё это будет лишь бесплодным закапыванием в землю, если человек лишен простого взгляда голубя — взгляда сверху, с высоты птичьего полета на картину мира в целом и место личных проблем в этом мире, действительно огромном. И действительно Божьем.

Кстати, при таком взгляде на самооценку саму нелегкую задачу оценивать человек постепенно возвращает Богу. И вопрос самооценки для него просто перестает быть острым.


У меня есть подруга — психолог по второму образованию. Сочувствующая православию, но скорее на расстоянии. И она предложила очень интересный вопрос: как, мол, вы, православные, держите себя в норме? В смысле — в адекватной самооценке без перекосов в самоуничижение или шапкозакидательство. Задело ее знание, что в Библии говорится: «всякий возвышающий себя унижен будет». А в другом отрывке апостол Павел, казалось бы, противоречит: «Разве не знаете, что вы храм живущего в вас духа?»А ведь это правда интересно. «Храм духа» — это же, вообще-то, ого-го какое величие. И «дети Божии», «друзья Христовы» — это тоже в контексте Евангелия вполне привычные определения для христиан. Казалось бы, что выше этого? Но с какого момента начинается какое-то не то «возвышение», а до какого — полет проходит штатно? У Льюиса в «Расторжении брака» довольно буквально сопоставлено ошибочное возвышение — и возвышение от Бога. Описана посмертная встреча супругов. Он при жизни был «зацикленным» на собственной самооценке эгоистом, домашним тираном, привыкшим к манипуляциям на жалости, она — обычной женщиной, верной женой. На том свете они встречаются как королева духа и карлик, который продолжает на глазах уменьшаться и наконец исчезает, не выдерживая величия ближнего. Кажется, Льюис просто блестяще описал круг проблем, которые будут косить христиан нового времени с его бесконечной «глубиной самокопания» (а также «докапывания» до ближних с целью и их довести до «идеала»). Возвышение, возвеличивание — это не всегда простая гордость и тщеславное самовосхваление. Возвеличить — изменить величину творения — вообще под силу только Творцу. Но мы можем выбирать неверный угол зрения на самих себя, приводящий к оптическому обману. Чем ближе к нам предмет, тем крупнее он кажется. Если поставить простой стакан перед самым собственным носом, он заслонит собой масштабный пейзаж вдали: ты мог нарисовать целый пейзаж или натюрморт со стаканом в пейзаже, а вынужден рассматривать один этот несчастный стакан. Это и есть то самое «возвышение себя» — смещение всего остального мира за границы собственного внимания, фиксация на себе и только себе. Совсем не обязательно возвышение — это самовосхваление! Можно и собственные комплексы, травмы, проблемы и недостатки «возвеличивать». Здоровый взгляд — это взгляд на себя «в пейзаже» — когда видишь свои недостатки лишь частью более масштабной картины бытия и по мере надобности с ними борешься — ну, чтобы картину не портили. Если ты небольшая деталь в огромном механизме мира Божьего, приходится следить, чтобы твой собственный механизм был исправен. Вышла замуж и оказалось, что тебе лень вести взрослую жизнь и следить за хозяйством? Ок, придется учиться и менять привычки, может быть даже «прорабатывать травмы», если без этого никак. Такой ненавязчивый рабочий процесс над собой, параллельный еще десятку других процессов в жизни. А можно сосредоточиться исключительно на себе, свои недостатки и проблемы сделать фокусом внимания, сесть над ними в позе васнецовской Алёнушки и все туманные ошметки «пейзажа» на периферии видеть тоже только через призму этих гигантских проблем и недостатков. «Ах, я никогда не научусь работать — у меня психологическая травма!» «Ох, я не готов помогать ближним/не способна выйти замуж — у меня не сформирована сепарация от родителей!» «Нет, я наверное никогда не смогу убирать за собой, у меня проблемы с мотивацией, я не могу их проработать уже второй десяток лет!» Человек себя вроде не просто не возвышает, а буквально в землю втоптал постоянными придирками, но на деле — для него кроме него и его «ничтожества» ничего вокруг и не существует. Какое дело до Творца и Его творения, когда так сладко рыться в глубинах собственной «плохости»! Вот тогда и получается то самое «смирение паче гордости». Или человек «видит проблему» и «работает над собой»… Год работает, два, десять, озолотил всех психологов в округе, а воз и ныне там. Порой здесь просто нет готовности выйти за рамки себя, сдвинуть «стакан» чуть в сторону, чтобы не заслонял пейзаж мира Божьего. А ведь если немного сдвинуть, возможно, и не захочется больше в нем рыться, так как окажется, что стакан проблем давно пуст, просто мы сами в него подливаем, чтобы было на чем фокусироваться. В вопросах «самооценки» мы можем опираться на одно из базовых повелений: будьте мудры как змеи и просты как голуби. В этом случае к мудрости змеи может относиться бесконечное обучение, «самосовершенствование», повышение психологической грамотности и очередной курс личной терапии. Но всё это будет лишь бесплодным закапыванием в землю, если человек лишен простого взгляда голубя — взгляда сверху, с высоты птичьего полета на картину мира в целом и место личных проблем в этом мире, действительно огромном. И действительно Божьем. Кстати, при таком взгляде на самооценку саму нелегкую задачу оценивать человек постепенно возвращает Богу. И вопрос самооценки для него просто перестает быть острым.

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle





Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика