Карнавал или война? - «Спорт»
Все темы сайта разделены на несколько каталогов для всей семьи: В каталоге "Лучшая мама" - собраны статьи для и о прекрасных женщинах, лучших мамах. Он включает статьи о зачатии, беременности, родах, как оставаться всегда в самой лучшей форме, и быть здоровой, самой красивой, гостеприимной хозяйкой - мастерицей.
То, что обходить эту тему бессмысленно, я понял, когда третьего дня в лифте нашей редакции меня ошарашили неожиданным вопросом: «А ты смотрел?» Вопрос был сформулирован именно так, из чего следует неопровержимый вывод. Вопрошающий явно был уверен, что «смотреть» в эти дни можно было только одно.
Но вот что конкретно – я, к своему стыду, никак не мог догадаться. Тем более что вопрос исходил от барышни. Примерно зная ее интересы, я прикинул, что же можно было «смотреть» и рискнул:
-Что, на Винзаводе новая выставка?
Ледяное, буквально арктическое презрение смешалось в ее глазах с брезгливой жалостью к оскотинившемуся, дикому и невежественному варвару, вашему покорному слуге.
- Ты не смотришь футбол? Чемпионат Европы? Может, и игру между нашими и поляками не смотрел? Может, тебе судьба нашей команды безразлична? Может, ты и за Россию не болеешь?
Ответить утвердительно было выше моих сил. Да и попросту страшно. Пришлось сконфуженно покинуть лифт в полном соответствии с библейской цитатой: «И бес отошел, плакася горько».
Библейская цитата не случайна – я в тот момент отчетливо понял, что испытывал философ Дени Дидро, когда заявлял о своем атеизме в насквозь католической Франции XVIII столетия. Впрочем, тут не поймешь, кому было хуже. Тот же Дидро запросто мог зайти в любой парижский кабак, не рискуя нарваться на жаркое обсуждение последней проповеди, состоявшейся в Нотр-даме. А вот в июне 2012 г. найти в Москве местечко, где бы не крутили трансляции матчей и их же бесконечные повторы – задача не из легких.
Короче, нравится это кому-то или нет, но современный футбол приобретает все больше религиозных черт. Есть жрецы, есть пророки и паства, есть священные коровы, есть даже свои мученики. Есть кликуши и юродивые. Это как раз те, кто, канонически заголив телеса и выпучив глаза, носятся по улице, потрясая веригами шарфиков и оглушительно проповедуя свой символ веры: «Оле-е-е! Оле-оле-оле! Всех порвем!»
Ну, и есть, конечно, разные секты и направления, которые вроде бы поклоняются одному и тому же, однако градус ненависти между ними так высок, что заставляет вспомнить войны между католиками и протестантами, проредившие некогда население Европы чуть не наполовину. Сложился и свой цикл исчисления времени, где, как и положено в церковных календарях, есть посты в виде межсезонья, обычные праздники в виде просто игр, праздники престольные в виде, скажем, дерби и, наконец, праздники великие – чемпионаты Европы и мира.
И, как это часто бывает с религиозными течениями, в среде паствы и жрецов обязательно найдутся какие-нибудь ревнители древнего благочестия, которым категорически не нравится современное положение дел. Такие ревнители футбольно-спортивной чистоты присутствуют и среди моих знакомых.
- Слышал, что в Варшаве происходит? – с многообещающе постной интонацией поинтересовался мой собеседник с другого конца мобильной волны. – Поляки запретили советскую символику, так теперь наши хотят устроить шествие, нарядившись в пионерские галстуки и футболки с надписью СССР… Нет, ну вот зачем, а? Зачем из спортивного состязания делать какое-то, блин, шоу?
Этот разговор состоялся за несколько часов до марша русских болельщиков, который завершился, как известно, нападениями поляков, эпичным мордобоем и почти двумя сотнями арестованных. Реакция на марш и мордобой была предсказуемой и предсказуемо же разделилась. Один вариант оглашен чуть выше. Дескать, зачем провоцировать, русские сами виноваты. Другие говорят, что русские, конечно, выпендривались, но в конечном итоге виноваты все-таки поляки, потому что не фиг кулаки распускать. Третьи же городят какую-то околесицу, из которой следует, что большинство футбольных болельщиков – оголтелые расисты, и с ними со всеми надо бы построже, а то распоясались уже вообще.
Все эти версии – эталонные примеры того, как за деревьями можно не увидеть леса. Потому что если современный футбол действительно приобрел черты религиозного культа, то все выкрутасы болельщиков, все эти шествия, марши, пьянство, раскрашенные хари, вырвиглазно яркие шапочки и шарфики, дудки, барабаны, вувузелы, оскорбительные кричалки и флаги, короче, это все исполняет очень важную функцию. Функцию, без которой никакой культ просто не может обойтись по определению. Функцию карнавала.
А карнавал – это такое время перед Великим постом, во время которого все вверх дном и все наоборот. Это тот момент, когда принято дурить и показывать глупости, время, когда снимаются практически все запреты приличий. Традиции эти восходят, как известно, к языческим временам, в них нет ничего христианского. Когда можно смеяться и издеваться даже над святынями. Когда никого невозможно ничем оскорбить, потому что оскорбления просто не достигают цели – на них принято реагировать смехом. А всерьез обижаться – значит продемонстрировать свое угрюмое и унылое тупоумие. Уж насколько были строги и католическая и православная церкви, уж насколько они были щепетильны в вопросах приличий и всяких табу, но даже они понимали, насколько важно и необходимо отвести в годовом цикле специальное место этому безумию. И давали своей пастве оттянуться всласть – на Западе во время собственно карнавала, на Руси – во время масленицы.
По всем формальным признакам сюда попадают и бесчинства футбольных болельщиков. И, надо сказать, что русские фанаты исключительно тонко чувствуют специфику карнавала и весьма умело проводят свою линию. Не полагается советская символика? За нее могут дать срок? Ладно, мы и без нее обойдемся – настругаем с понтом форменных футболок с фамилиями «Минин» и «Пожарский», и номера на них выведем соответствующие – «16» и «12», чтобы в паре эти футболки демонстрировали дату изгнания польских интервентов из России – 1612 год. Сталин вас бесит? А мы вам майки с портретом Суворова, который так виртуозно подавил польское восстание, что гордоустые ляхи преподнесли ему подарок – золотую табакерку с бриллиантовыми лаврами и надписью: «Warsawa sbawcu swemu», то есть «Варшава – своему избавителю». Вообще можно много всякого придумать, и, скорее всего, наши фанаты это придумали и воплотили безо всяких подсказок с моей стороны.
Иными словами, карнавал он и есть карнавал. Это не провокация и не желание как можно глубже закопаться в историю, чтобы конкретными примерами доказать свое преимущество над другими народами. Тем паче что такое выяснение может затянуться надолго. С одной стороны, трудно найти европейскую столицу, в которой не побывала бы русская армия. С другой стороны, визиты тех же поляков и французов в Москву тоже имели место, так чего уж тут кому доказывать?
Обидно лишь то, что многие не понимают самой карнавальной природы. Обидно, когда на забавную подначку в виде, например, советской символики, угрожают реальным сроком. Обидно, когда шествие русских фанатов, пусть даже и в провокационных футболках, встречают ударом кулака, а не встречным шествием в футболках, прославляющих, например, Лжедмитрия и Марину Мнишек. Кстати, ляхам на заметку - это был бы отличный ответ «москалям». Карнавальный, блестящий, непрямой ход, который мог бы свести на нет всю дурацкую конфронтацию.
Другое дело, что пока мы такого не видим. А видим мы реакцию весьма унылую и на удивление серьезную. Похоже, в Варшаве считают, что безобидные
подначки русских болельщиков могут реально подорвать авторитет польского государства. Не хотелось бы так думать. Во-первых, потому, что это было бы оскорбительно для самих поляков. Ну в самом деле что же это за государство, которое можно расшатать парой значков?
А во-вторых, потому что в случае такой вот жесткой реакции запросто можно утратить саму карнавальную природу футбольных состязаний. И поскольку свято место пусто не бывает, карнавал с большой долей вероятности сменится на настрой в духе «священной войны». А тогда мало никому не покажется. Это, кстати, не только футбола касается. К нему-то я по-прежнему равнодушен, и пусть меня, как нового атеиста, за это презирают все, кому не лень.
Автор: Константин Кудряшов, журналист отдела Культура еженедельника
«Аргументы и Факты». Мнение автора может не совпадать с мнением редакции