"Зенит-Арена": куда уходят миллиарды? - «Спорт» » Уютно как дома.
Создать акаунт
МАМА, ПАПА, Я - ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ » Наши дети » "Зенит-Арена": куда уходят миллиарды? - «Спорт»

"Зенит-Арена": куда уходят миллиарды? - «Спорт»

13 июн 2020, 04:15
Наши дети / Здоровье / Диеты / Отношения / Тесты онлайн / Мода / Бизнес / Новости звезд / Истории из жизни / Мир женщины / СТАТЬИ / Анекдоты / Красота
758
0
"Зенит-Арена": куда уходят миллиарды? - «Спорт»

Все темы сайта разделены на несколько каталогов для всей семьи: В каталоге "Лучшая мама" - собраны статьи для и о прекрасных женщинах, лучших мамах. Он включает статьи о зачатии, беременности, родах, как оставаться всегда в самой лучшей форме, и быть здоровой, самой красивой, гостеприимной хозяйкой - мастерицей.


"Зенит-Арена": куда уходят миллиарды? - «Спорт»




Санкт-Петербург строит для «Зенита» самый дорогой стадион в истории России. Пятый год город перечисляет миллиарды и меняет подрядчиков. Городские власти обречены платить до 2015 года. А когда арена будет построена, у Петербурга появятся новые расходы: содержать объект накладно. Чтобы понять, как осваиваются бюджетные средства и что будет со стадионом после открытия, еженедельник «Футбол» добрался до Крестовского острова.

КРЕСТНЫЕ ДЛЯ СТАДИОНА

Коренной петербуржец Виталий Федорович Мельников бодро шагает к городской стройке всероссийского размаха. Поправляя всякий раз съезжающую на глаза шапку-ушанку, из-под которой выглядывают седые волосы, он останавливается, опирается на потертую трость и продолжает для меня экскурсию: вот инсталляция «Города-побратимы», там – застывший на зиму фонтан, а вокруг – ряды деревьев, среди которых спряталось дерево дружбы. Современная молодежь любит Приморский парк Победы за аттракционы, но в глазах моего гида – картина из советского измерения.

– Раньше ведь как: соберешься с друзьями и идешь через сад по Батарейной. Какой транспорт – только пешком! Даже бегом, так на стадион хотелось, – глаза Виталия Федоровича вспыхивают пламенем юношеского задора. – Тогда ведь никаких современных удобств не было. Но и в снег, и в дождь на «Мироныче» народ собирался.

Стадион на Крестовском острове прозвали «Миронычем» по «крестному» – Сергею Мироновичу Кирову. Некогда первый в Ленинграде партийный начальник увековечил свое имя в названиях островов, институтов и улиц. Даже засветился в компьютерной игре Command & Conquer: Red Alert, где союзные войска героически обороняют Европу от агрессивного СССР. Стадион на Крестовском острове – крупнейший объект в «списке имени Кирова». Но, возможно, в 2015 году его вычеркнут оттуда и у стадиона появится новый «крестный»: вся футбольная Россия уверена, что сооружение будет носить название «Газпром-арена».

– Я был на стадионе в год, когда «Зенит» стал чемпионом СССР: в восемьдесят четвертом-то, – застыв в очередной раз, вспоминает Виталий Федорович.–Но атмосфера уже не та, пропал дух того «Мироныча».

– Что же такого особенного было?

– Играет оркестр, а вокруг тебя море людей, и все – на стадион. Он для нас как одна из городских жемчужин был – как памятники, музеи. А тут они вдруг определили, что стадион аварийный.

Мифические «они» – городские власти. Бродит легенда, похожая на анекдот, что Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) назначил крайними зайцев. Зубастые звери якобы перегрызли стадион вдоль и поперек и довели «Мироныча» до исключения из перечня объектов исторического и культурного наследия федерального значения. После этого старый стадион можно было сносить до основания, чтобы построить на его месте новую арену.

КТО СТРОИТ

Дело оказалось традиционно небыстрым. «Мироныча» строили 18 лет с перерывом на Великую Отечественную войну. Будущий «дом» для «Зенита» возводят уже пять лет. Плюс два года ушло на бумажную волокиту проектировки. Семь лет стройки уже обошлись городу в полтора десятка миллиардов рублей.

Первоначальная стоимость арены удивляла своей адекватностью – 6,67 млрд рублей. Такую сумму рассчитал проектировщик Kisho Kurokawa architects & associates. Впоследствии глава «Газпрома» Алексей Миллер назовет эти вычисления сделанными «на коленке»: в смету не заложили ни особенности местного грунта, ни демонтаж старого стадиона. Так начался стремительный взлет цены проекта к категории заоблачных.

На то время генподрядчик строительства, ООО «Авант» среагировал оперативно и предложил внести изменения в концепцию японского архитектора Кисё Курокавы, чтобы облегчить финансовую ношу. Курокава удивился, но спорить было бесполезно. Тем более это было не первое странное решение в проекте. Например, малоопытная фирма «Авант» (бывшая «Синтез-СУИ») умудрилась обойти в тендере на строительство одного из лидеров этой отрасли в мире Hochtief AG.

А осенью 2008 года петербургские власти показали красную карточку самому «Аванту». К тому времени стройка едва началась, но уже стала очень затратной. Еженедельник «Футбол» располагает документами, из которых следует, что по госконтракту компании были перечислены 5 146 752 064 рублей. Сейчас определить, какие работы были выполнены «Авантом» и в какой части исполнен контракт, не представляется возможным.

Новый тендер выиграла подконтрольная Олегу Дерипаске компания «Инжтрансстрой». Она тут же пообещала сдать стадион под ключ за два года и 13 млрд рублей. Очередная странная цифра устроила Смольный. Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга (ЗАКС) Алексей Макаров как член бюджетно-финансового комитета до сих пор сомневается в целесообразности этой сделки:

– Пока что у нас больше вопросов, чем ответов. Из бюджета города в течение нескольких лет выделяются деньги в рамках совместной инвестиционной программы. Стоимость постоянно меняется: есть один контракт, 2006 года, проходит какое-то время – заключается другой. Причем первый контракт не исполнен, а деньги уже выплачены. Самое главное, неясно, откуда вообще возникли обязательства у бюджета города на строительство этого объекта. По бюджетному кодексу это невозможно, для траты любой копейки нужен правовой акт. Для строительства стадиона нужно постановление Санкт-Петербурга или соглашение между городом и федерацией. Еще более непонятно, как возможно изменение цены контракта, изначально предложенной подрядчиком. Если он за оговоренную сумму не исполнил контракт, значит, должен нести ответственность.

СЧИТАЕМ ЧУЖИЕ ДЕНЬГИ

График скачков стоимости питерского стадиона похож на кардиограмму не очень здорового человека. Впервые строчка о финансировании стадиона появляется в бюджете Петербурга в 2007 году. Сметная стоимость оценивается в 7,5 млрд рублей, зато год спустя почему-то фигурирует цифра в 7 млрд. В 2009 году проект дорожает, появляются сроки «2006-2010 гг.», а также новая цена – 24,15 млрд руб.

Депутат ЗАКСа и член комиссии по градостроительству Алексей Ковалев тоже удивлен происходящим:

– Никаких договоров о продлении, изменении подписывать было нельзя, пока не провели именно внешний аудит! Его должен был заказать сам заказчик, а правоохранительные органы должны были провести проверку: выемку документов и соответствующие экспертизы на предмет того, возможны ли были и чем обусловлены такие траты. Выяснить, работали ли те или иные организации, люди реально на этой стройке. Уверяю вас, что главным способом увода денег обычно является, так сказать, списывание средств на некие фирмы-однодневки, несуществующий персонал, несуществующие материалы, которые тоже обсчитываются. Все это закопано сейчас в землю, но, в принципе, все это оценивается. Так что, если правоохранительные органы этим заинтересуются, они там много интересного найдут.

ЛЮДИ БЕЗ ЛИЦА

Какого размера булыжник привязан к шее Петербурга, можно оценить, прибегнув к простой арифметике. Совокупный годовой бюджет города оценивается в 400 млрд рублей. С минувшего года в бумагах отражены следующие цифры: стоимость стадиона на Крестовском острове – 28,7 млрд рублей. Из полученной документации следует, что на долю «Трансстроя» уже приходятся 8 443 011 293 рублей. В 2013 году планируется перечислить 5,1 млрд, в 2014-м – 5 млрд, в 2015-м – 3,9 млрд.

Заместитель гендиректора компании «Главстрой» Карен Мдиванян объясняет, как осваиваются эти деньги:

– До конца года мы должны завершить строительство самых сложных инженерных конструкций. Это стационарная часть раздвижной кровли, конструкция выкатного поля и мост над ним. Финансовый план, который мы выстроили, выполнить сложно, но невозможного нет. Хочу сказать, что на сегодняшний день мы увеличили число работников на объекте в три раза. Сейчас на стройке занята почти тысяча рабочих. Работы на строительстве стадиона на Крестовском действительно очень сложные с точки зрения инженерии: этот проект войдет в учебники по проектированию.

Однако в культурной столице никто не берется назвать конкретного виновника: почему стадион для «Зенита» обходится так дорого городу? То ли из скромности, то ли бюджетные средства освоены профессионально. А может, вовсе не было никакого воровства?

– У каждого нарушения есть свои фамилия, имя и отчество, – не поддается на провокацию депутат Алексей Макаров. – В данном случае есть государственные контракты, есть лица, которые их подписывали, есть лица, которые проводили расходование бюджетных средств, есть лица, которые докладывали в ЗАКСе вопросы, связанные с повышением стоимости строительства.

– Так найти кого-нибудь должны?

– Конечно, но не хочется, чтобы нашли «стрелочника».

Комиссия по городскому хозяйству еще два года назад проверяла целесообразность удорожания проекта до 29 млрд рублей. Убедившись, что расходы оправданны, попыталась успокоить граждан: «Проект-то уникальный, не имеющий аналогов». А там и на скидку удалось договориться. Зато Следственный комитет выявил нарушения и нецелевое расходование средств аж на 500 млн рублей.

ВЗЯТЬ НА СОДЕРЖАНИЕ

Близкие к «Зениту» люди уверены: находись стройка в ведении «Газпрома», стадион уже принимал бы счастливых посетителей. Роман Широков, способный выдать как передачу острую, так и высказывание, уверен, что «Газпром» в силах отстроить арену за два-два с половиной года. Но, прикинув масштабы стройки и будущих затрат, в «Газпроме» просто отказались от финансирования. Была придумана иная схема: очередная «дочка» компании будет отчислять налоги в бюджет города, а власти Санкт-Петербурга выстроят арену.

«Газпром» отказался от стадиона не просто так. Ведь после того как его построят, нужно, чтобы кто-то платил за круглогодичную эксплуатацию арены: за свет, коммуникации и т.д. не только в дни матчей, но и во все остальное время. И сейчас все идет к тому, что расходы на содержание 64-тысячника тоже лягут на город.

– Не нужен нам такой стадион, достаточно 30 тысяч, – считает Алексей Ковалев. – Есть аналогичный стадион в Калининграде, построенный за гораздо меньшие деньги. Возможно, более компактная арена была бы выгодной, но никто ж не просчитывал. А что будет дальше? Какой должен быть менеджмент стадиона, чтобы он приносил прибыль, какими будут убытки от эксплуатации – туда же никто не поедет: ни в ресторан, никуда? Он же не на Невском.

Современные футбольные арены – механизм, работающий 365 дней в году, хотя количество матчей варьируется от условных 20 до 40-50. Но при строительстве закладывается дополнительная инфраструктура: офисы, кафе, гостиницы – словом, все, что способно приносить прибыль. На Крестовском острове это будет проблематично – он слишком далеко от центра.

Будущая арена для «Зенита» действительно находится не в самом удобном месте. Стадион на Крестовском острове и прежде ругали за неудачное расположение. Чтобы доставить людей к «Миронычу», собирали автобусы по всему Ленинграду. Как решить транспортный ребус, до сих пор не придумали. То ли подвозить болельщиков по воде, то ли над водой – строить мост. А цена ползет вверх.

Но Алексей Макаров считает, что уже поздно дискутировать по этому вопросу:

– Мы имеем на Крестовском острове объект, а вопрос, нужен он там или нет, уже лишен предмета спора. Его надо либо достроить, либо не достраивать. Но мы не можем бросить стройку, в которую вложены такие средства.

ПАМЯТНЫЙ ЗНАК

Болельщики к долгострою на Крестовском острове относятся философски: эти вопросы решаются в кабинетах, куда нужно получать пропуск, так что пусть там и волнуются. Но временами фанатский вираж громогласно высказывает свое мнение. Нынешний губернатор Петербурга Георгий Полтавченко как-то обронил фразу, что неплохо бы скинуться всем городом и достроить запылившуюся арену. На матче с «Кубанью» трибуна ответила протяжным: «Губернатор – жлоб».

В городе, впрочем, уверены, что, как только стадион откроют, фанатский вираж тут же сменит тон и оценит новую арену: и выдвигающееся поле, и раздвижную крышу, и все остальные задумки японца Курокавы. Ведь еще полгода назад так же решительно фанаты «Зенита» были настроены против Халка, а теперь он едва ли не главный герой команды.

Слегка запыхавшись, поправляя и отряхивая от снега пальто, в фаншоп «Зенита» на Невском проспекте заваливается паренек и с умоляющим взглядом просит








«выжечь» на женской клубной майке фамилию «Кержаков». Шутку про размер, который ему будет маловат, пропускает мимо ушей и делится трогательной историей: познакомился с туристкой из Германии, местами влюбился и на память решил подарить самое дорогое.

Молодой человек опоздал – теперь в Санкт-Петербурге выше ценится не Кержаков и не другие воспитанники клуба. Сотрудники зенитовского магазина рассказывают, что в последнее время на футболках чаще всего просят написать коротко и ясно: «Халк». О 60 млн евро никто не вспоминает.

Так же быстро Санкт-Петербург готов будет забыть и о 29 млрд рублей, закопанных на Крестовском острове сокровищ. Но только с тем условием, что «летающая тарелка» «Газпром-арены» наконец приземлится за спиной памятника Кирову.

Вячеслав Опахин



Санкт-Петербург строит для «Зенита» самый дорогой стадион в истории России. Пятый год город перечисляет миллиарды и меняет подрядчиков. Городские власти обречены платить до 2015 года. А когда арена будет построена, у Петербурга появятся новые расходы: содержать объект накладно. Чтобы понять, как осваиваются бюджетные средства и что будет со стадионом после открытия, еженедельник «Футбол» добрался до Крестовского острова.КРЕСТНЫЕ ДЛЯ СТАДИОНА Коренной петербуржец Виталий Федорович Мельников бодро шагает к городской стройке всероссийского размаха. Поправляя всякий раз съезжающую на глаза шапку-ушанку, из-под которой выглядывают седые волосы, он останавливается, опирается на потертую трость и продолжает для меня экскурсию: вот инсталляция «Города-побратимы», там – застывший на зиму фонтан, а вокруг – ряды деревьев, среди которых спряталось дерево дружбы. Современная молодежь любит Приморский парк Победы за аттракционы, но в глазах моего гида – картина из советского измерения. – Раньше ведь как: соберешься с друзьями и идешь через сад по Батарейной. Какой транспорт – только пешком! Даже бегом, так на стадион хотелось, – глаза Виталия Федоровича вспыхивают пламенем юношеского задора. – Тогда ведь никаких современных удобств не было. Но и в снег, и в дождь на «Мироныче» народ собирался. Стадион на Крестовском острове прозвали «Миронычем» по «крестному» – Сергею Мироновичу Кирову. Некогда первый в Ленинграде партийный начальник увековечил свое имя в названиях островов, институтов и улиц. Даже засветился в компьютерной игре Command

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются