Отметить курьи именины и заснуть в гробу - «Стиль жизни» » Уютно как дома.
Создать акаунт
МАМА, ПАПА, Я - ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ » Наши дети » Отметить курьи именины и заснуть в гробу - «Стиль жизни»

Отметить курьи именины и заснуть в гробу - «Стиль жизни»

21 ноя 2017, 09:25
Наши дети / Отношения / Здоровье / Диеты / Бизнес / Мода / Тесты онлайн / Мир женщины
363
0
Отметить курьи именины и заснуть в гробу - «Стиль жизни»

Все темы сайта разделены на несколько каталогов для всей семьи: В каталоге "Лучшая мама" - собраны статьи для и о прекрасных женщинах, лучших мамах. Он включает статьи о зачатии, беременности, родах, как оставаться всегда в самой лучшей форме, и быть здоровой, самой красивой, гостеприимной хозяйкой - мастерицей.



«Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», — писал классик о последнем месяце осени, называя его «скучною порой». Ноябрь и впрямь располагает к сплину: серое небо, почти голые деревья… Однако у наших предков ноябрь был одним из самых ярких месяцев в году. Почему?

ТАКОГО ЛИСТОПАДА…

Ноябрь в народном календаре — месяц, знаменующий переход от осени к зиме. Природа погружается в сон: выпадает первый снег, реки покрываются льдом. Наши предки верили, что первые морозы пугают всю нечисть, и она бежит с земли. Так и говорили: «Зима приезжает на пегой кобыле и разгоняет всех нечистых».

Ноябрь — латинское название, которое произошло от слова novem, что означает «девять». По староримскому календарю, начинавшемуся в марте, ноябрь был девятым месяцем. К нам это название пришло вместе с крещением Руси, а прежде назывался этот месяц листопадом. Кстати, до 1492 года «первый день во году» у нас тоже приходился на 1 марта. Но почему листопад?

Если смотреть по нынешней погоде, это название больше подходит октябрю или ноябрю, но на юге России. Дело в том, что наши славянские предки жили на территории, где в этом месяце было еще относительно тепло — в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. Белорусы, украинцы, чехи и поляки до сих пор называют ноябрь именно так.

КАК НА КУРЬИ ИМЕНИНЫ

В народном календаре 1 ноября — особенный день, который называли «Курячьими именинами» (в современном календаре он приходится на 14 ноября). В этот день почитали святых Косьму и Дамиана — врачей и чудотворцев. В народной традиции они стали ремесленниками-кузнецами Кузьмой и Демьяном, а где-то этот образ трансформировался даже в «матушку Кузьмодемьяну».

В ноябре Кузьма и Демьян много ковали — свадебные оковы, первые морозы, лед на реке: «Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются». Но не одной ковкой заняты были божьи кузнецы: покровительствовали они над курами, а потому справляли в народе курьи именины, или Кузьминки. К слову, не только в деревнях: в Москве этот обычай тоже был широко известен.

1 ноября женщины брали в охапку кур и собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана, служили молебны. Отправить в этот день курицу в подарок родным было престижно, «по-богатому». А в селах содержали особых, «челобитных» кур — их крестьянки дарили боярыням «на красное житье».

Самим курам жилось тоже хорошо, сытно и долго — раньше верили, что их яйца целебные и способны излечить желчную болезнь. Гораздо хуже приходилось петухам. Старший член семьи должен был выбрать петуха и отрубить ему голову. Ноги следовало бросить на избу, чтобы куры не переводились, а самого «петю» сварить и съесть за обедом.

СПАСТИ ЖИВОТИНУ

Дворовой — тот же домовой, только хозяйствовал он во дворе дома, «начальствуя» над домашним скотом и следя за порядком. Настроение у него могло портиться не реже, чем у людей. Ни с того ни с сего дворовый становился лихим: издевался над скотиной и всячески пакостил. Невзлюбит вдруг лошадь, а животное занеможет.

Для таких случаев существовал охранный ритуал, который быстро ставил лихого на место. Нужно было взять помело и сесть на лошадь, которую невзлюбил дворовой. Размахивая метлой и объезжая на лошади двор, к дворовому обращались так: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!»

Эффект наступал независимо от того, поправится животное или нет: хозяин становится спокойным, будучи твердо уверенным, что лихой унялся. В этом и заключалась вся суть охранных ритуалов, какими бы нелепыми они сейчас нам ни казались. А то как же? И лошадь, и корова всегда были кормилицами.

ПОЕЗД РОДНЫХ

Зимние гулянья на санях начинались в конце ноября. Первая такая вылазка была особенно важна в той семье, где осенью состоялась свадьба. В этот день молодая жена впервые выходила в свет и, как велел обычай, раскланивалась всем соседям.

Первыми в расписные, позолоченные сани садились новобрачные, а за ними, как описывал это собиратель народных преданий и обычаев Иван Сахаров, «длинный поезд родных» — на повозках, украшенных волчьими и медвежьими мехами.

В книге «Сказания русского народа» Сахаров пишет: «Свекор и свекровь, отправляя свою невестку на гулянье, просили провожатых беречь молодую от всякой беды, а более всего — от лихого глаза. Подле порога, в сенях, постилали овчинную шубу навыворот. Когда приезжали с гулянья, на этой шубе свекор и свекровь встречали свою невестку. Здесь провожатые сдавали с рук на руки молодых. Вечерняя пирушка оканчивала торжество».

КТО КОГО ОБЪЕГОРИЛ?

Прежде 26 ноября — Юрьев день был народным праздником: в эту дату почитали святого Георгия Победоносца. А еще в конце ноября завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ, и крестьяне могли перейти от одного помещика к другому. Помещика о переходе предупреждали заранее, обычно за неделю. И он не мог удерживать крестьян и требовать с них лишнего.

Но в 1607 году царь Василий Шуйский отменил для крестьян право такого перехода. Так и стали говорить: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» С этой же отменой связан и фразеологизм «объегорить» — от имени Егорий, как в народе называли святого Георгия. Фразеологизм означает «надуть, обмануть, не выполнить своего обещания», и слышится в нем огорчение крестьян, которые оказались в Юрьев день без права перехода.

C Юрьевым днем связано много народных поверий.

ЗАКОПАТЬ КОНЕЙ

«Егорий отпускает на волю волков», — говорили в этот день, помня, что святой Георгий покровительствует не только над домашними животными, но и над волоками и медведями. Крестьяне верили: святой не допустит, чтобы волк «зарезал животину», если ему крепко молиться.

Также в деревнях готовили специальную обрядовую выпечку — по два «коня» с каждого двора. Их относили в поле и обращались к святому: «Егорий
милостивый! Не бей нашу скотину и не ешь. Вот мы тебе принесли коней!» Затем выпечку закапывали в снегу.

ЗАСНУТЬ В ГРОБУ

Считалось, что с зимнего Юрьева дня засыпают в берлогах медведи. В стародавнюю пору кое-где существовало поверье, что будто бы некоторые особо расчетливые люди из-за своей скупости ложились 26 ноября в гроб-домовину и засыпали по-медвежьему вплоть до весны. Об этом, например, писал поэт и прозаик Аполлон Коринфский в книге «Народная Русь».

СЛУШАТЬ ВОДУ

Коринфский рассказывал и еще об одном поверье: «После Юрия холодного деревенские старожилы, проводив закат солнечный, выходят на двор к колодцам и «слушают воду». Если она не шелохнется, это предвещает теплую зиму. Если же из колодца раздаются какие-нибудь звуки, — значит, надо ждать сильных морозов».


«Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало», — писал классик о последнем месяце осени, называя его «скучною порой». Ноябрь и впрямь располагает к сплину: серое небо, почти голые деревья… Однако у наших предков ноябрь был одним из самых ярких месяцев в году. Почему?ТАКОГО ЛИСТОПАДА… Ноябрь в народном календаре — месяц, знаменующий переход от осени к зиме. Природа погружается в сон: выпадает первый снег, реки покрываются льдом. Наши предки верили, что первые морозы пугают всю нечисть, и она бежит с земли. Так и говорили: «Зима приезжает на пегой кобыле и разгоняет всех нечистых». Ноябрь — латинское название, которое произошло от слова novem, что означает «девять». По староримскому календарю, начинавшемуся в марте, ноябрь был девятым месяцем. К нам это название пришло вместе с крещением Руси, а прежде назывался этот месяц листопадом. Кстати, до 1492 года «первый день во году» у нас тоже приходился на 1 марта. Но почему листопад? Если смотреть по нынешней погоде, это название больше подходит октябрю или ноябрю, но на юге России. Дело в том, что наши славянские предки жили на территории, где в этом месяце было еще относительно тепло — в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. Белорусы, украинцы, чехи и поляки до сих пор называют ноябрь именно так. КАК НА КУРЬИ ИМЕНИНЫ В народном календаре 1 ноября — особенный день, который называли «Курячьими именинами» (в современном календаре он приходится на 14 ноября). В этот день почитали святых Косьму и Дамиана — врачей и чудотворцев. В народной традиции они стали ремесленниками-кузнецами Кузьмой и Демьяном, а где-то этот образ трансформировался даже в «матушку Кузьмодемьяну». В ноябре Кузьма и Демьян много ковали — свадебные оковы, первые морозы, лед на реке: «Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются». Но не одной ковкой заняты были божьи кузнецы: покровительствовали они над курами, а потому справляли в народе курьи именины, или Кузьминки. К слову, не только в деревнях: в Москве этот обычай тоже был широко известен. 1 ноября женщины брали в охапку кур и собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана, служили молебны. Отправить в этот день курицу в подарок родным было престижно, «по-богатому». А в селах содержали особых, «челобитных» кур — их крестьянки дарили боярыням «на красное житье». Самим курам жилось тоже хорошо, сытно и долго — раньше верили, что их яйца целебные и способны излечить желчную болезнь. Гораздо хуже приходилось петухам. Старший член семьи должен был выбрать петуха и отрубить ему голову. Ноги следовало бросить на избу, чтобы куры не переводились, а самого «петю» сварить и съесть за обедом. СПАСТИ ЖИВОТИНУ Дворовой — тот же домовой, только хозяйствовал он во дворе дома, «начальствуя» над домашним скотом и следя за порядком. Настроение у него могло портиться не реже, чем у людей. Ни с того ни с сего дворовый становился лихим: издевался над скотиной и всячески пакостил. Невзлюбит вдруг лошадь, а животное занеможет. Для таких случаев существовал охранный ритуал, который быстро ставил лихого на место. Нужно было взять помело и сесть на лошадь, которую невзлюбил дворовой. Размахивая метлой и объезжая на лошади двор, к дворовому обращались так: «Батюшка дворовой, не разори двор и не погуби животину!» Эффект наступал независимо от того, поправится животное или нет: хозяин становится спокойным, будучи твердо уверенным, что лихой унялся. В этом и заключалась вся суть охранных ритуалов, какими бы нелепыми они сейчас нам ни казались. А то как же? И лошадь, и корова всегда были кормилицами. ПОЕЗД РОДНЫХ Зимние гулянья на санях начинались в конце ноября. Первая такая вылазка была особенно важна в той семье, где осенью состоялась свадьба. В этот день молодая жена впервые выходила в свет и, как велел обычай, раскланивалась всем соседям. Первыми в расписные, позолоченные сани садились новобрачные, а за ними, как описывал это собиратель народных преданий и обычаев Иван Сахаров, «длинный поезд родных» — на повозках, украшенных волчьими и медвежьими мехами. В книге «Сказания русского народа» Сахаров пишет: «Свекор и свекровь, отправляя свою невестку на гулянье, просили провожатых беречь молодую от всякой беды, а более всего — от лихого глаза. Подле порога, в сенях, постилали овчинную шубу навыворот. Когда приезжали с гулянья, на этой шубе свекор и свекровь встречали свою невестку. Здесь провожатые сдавали с рук на руки молодых. Вечерняя пирушка оканчивала торжество». КТО КОГО ОБЪЕГОРИЛ? Прежде 26 ноября — Юрьев день был народным праздником: в эту дату почитали святого Георгия Победоносца. А еще в конце ноября завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ, и крестьяне могли перейти от одного помещика к другому. Помещика о переходе предупреждали заранее, обычно за неделю. И он не мог удерживать крестьян и требовать с них лишнего. Но в 1607 году царь Василий Шуйский отменил для крестьян право такого перехода. Так и стали говорить: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» С этой же отменой связан и фразеологизм «объегорить» — от имени Егорий, как в народе называли святого Георгия. Фразеологизм означает «надуть, обмануть, не выполнить своего обещания», и слышится в нем огорчение крестьян, которые оказались в Юрьев день без права перехода. C Юрьевым днем связано много народных поверий. ЗАКОПАТЬ КОНЕЙ «Егорий отпускает на волю волков», — говорили в этот день, помня, что святой Георгий покровительствует не только над домашними животными, но и над волоками и медведями. Крестьяне верили: святой не допустит, чтобы волк «зарезал животину», если ему крепко молиться. Также в деревнях готовили специальную обрядовую выпечку — по два «коня» с каждого двора. Их относили в поле и обращались к святому: «Егорий милостивый! Не бей нашу скотину и не ешь. Вот мы тебе принесли коней!» Затем выпечку закапывали в снегу. ЗАСНУТЬ В ГРОБУ Считалось, что с зимнего Юрьева дня засыпают в берлогах медведи. В стародавнюю пору кое-где существовало поверье, что будто бы некоторые особо расчетливые люди из-за своей скупости ложились 26 ноября в гроб-домовину и засыпали по-медвежьему вплоть до весны. Об этом, например, писал поэт и прозаик Аполлон Коринфский в книге «Народная Русь». СЛУШАТЬ ВОДУ Коринфский рассказывал и еще об одном поверье: «После Юрия холодного деревенские старожилы, проводив закат солнечный, выходят на двор к колодцам и «слушают воду». Если она не шелохнется, это предвещает теплую зиму. Если же из колодца раздаются какие-нибудь звуки, — значит, надо ждать сильных морозов».

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle





Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика