10 странных идей улучшения "Формулы-1" - «Спорт»
Все темы сайта разделены на несколько каталогов для всей семьи: В каталоге "Лучшая мама" - собраны статьи для и о прекрасных женщинах, лучших мамах. Он включает статьи о зачатии, беременности, родах, как оставаться всегда в самой лучшей форме, и быть здоровой, самой красивой, гостеприимной хозяйкой - мастерицей.
Обмен гонщиками, чемпионский болид для аутсайдеров и другие странные идеи, приходившие в XXI веке в головы руководителей чемпионата мира.
Искусственный дождь
Дождевые гонки – это здорово и зрелищно. В таких условиях преображаются даже скучные трассы вроде «Хунгароринга». Жаль лишь, что погода редко радует зрителей – дождевых Гран-при в среднем бывает 2-3 в год, поэтому это своего рода эксклюзив. Казалось бы, что можно сделать для повышеня количества подобных гонок? Проводить этапы в сезон дождей? Нет, коммерческий босс «Формулы-1» Берни Экклстоун в 2011 году предложил более оригинальную идею – поливать трассу как в прокатном картинге.
«В дождливую погоду всегда происходят самые зрелищные гонки, поэтому давайте подумаем о том, как сделать дождь», – сказал Берни. – «Есть трассы, которые можно искусственно увлажнить. Поливочные системы можно легко сделать на множестве треков. Почему бы не включить дождь в середине гонки? На двадцать минут или на последние десять кругов? Возможно, с двухминутным предупреждением до включения. Неизвестность будет гарантирована, и она будет одинаковой для всех».
Идея вызвала большие дискуссии в «Формуле-1» и нашла даже сторонников в лице шинников «Пирелли», но, к счастью, реализована не была и достаточно скоро забылась. Слишком нелепым и абсурдным выглядело бы использование поливальных систем, которые включались бы по команде ФИА. В конце концов, мокрая трасса – это не DRS и машина безопасности. Пусть лучше будет несколько дождевых Гран-при в сезоне, но зато они будут настоящими.
«Джокер-лап»
Еще одним «супер-предложением» от Экклстоуна несколько лет назад было введение дополнительных дорожек на автодромах. Суть идеи заключалась в том, чтобы на каждой трассе, как в ралли-кроссе, был своего рода «джокер-лап». Фактически пилот легально срезал бы круг, чтобы без лишней потери времени опередить соперника. Дальше разговоров и дискуссий, естественно, не зашло.
«Представьте, что гонщики могли бы пять раз за гонку срезать дистанцию», – сказал Берни. – «Это решило бы проблемы тех, кто теряет время позади в трафике, и положительно сказалось на телевизионном рейтинге «Формулы-1».
Нужно признать, что в ралли-кроссе правило «джокер-лапа» смотрится вполне неплохо и добавляет «перца» борьбе. Но для «Формулы-1» это было бы слишком радикально.
Обмен командами
Одно дело, когда смешные и нелепые предложения по улучшению зрелищности выдвигает владелец коммерческих прав – хороший вброс ни к чему не обязывает, зато привлекает прессу и дает повод для дискуссий; пожалуй, Берни мог бы уже давно выпустить книгу под названием «N способов изменить «Формулу-1» до неузнаваемости», – но совсем другое, когда нечто невообразимое предлагают люди, ответственные за регламент. Так, в 2002 году ФИА предложила гонщикам обмениваться командами. Идея подразумевала отсутствие контрактов, а пилоты после каждой гонки выбирали бы машины по очереди, в зависимости от положения в чемпионате.
Несмотря на абсурдность предложения, посмотреть на действующего чемпиона мира Михаэля Шумахера за рулем немощной «Минарди» хотело не так уж и мало людей, как кажется.
Медальная система
Не все идеи Экклстоуна уходят в пустоту. В 2008 году коммерческий босс «Формулы-1», вдохновшись Олимпиадой в Пекине, начал агитировать за переход к медальной системе зачета в чемпионате, и практически добился своего:
«Все команды довольны этой идеей. Главная причина для такого изменения – постоянные жалобы на недостаток обгонов. Проблемы с обгонами связаны не с трассами, а с пилотами, у которых нет мотивации атаковать. Сейчас можно выиграть титул, не одержав ни одной победы. Надеюсь, что ФИА одобрит мою идею и мы внедрим систему в сезоне-2009».
При медальной системе чемпионом становился бы тот, у кого больше «золота», а основная борьба велась бы за три места на подиуме, потому что остальным было бы элементарно не за что сражаться. Тем не менее, введение правила рассматривалось на полном серьезе и потерпело фиаско лишь на заключительной стадии – Всемирный совет ФИА отверг идею. Главным аргументом стало то, что в таком случае чемпион определялся бы уже в середине сезона. Берни это не остановило и еще в течение года он лоббировал свои интересы, но приблизить «Ф-1» к олимпийским видам спорта так и не смог.
Вряд ли это обострило бы борьбу в гонках, а вот об интриге в чемпионате тогда можно было бы забыть. Достаточно взглянуть, как бы выглядела ситуация в прошлом сезоне: у Льюиса Хэмилтона было бы 11 золотых медалей, у Нико Росберга – 5, у Даниэля Риккардо – 3. Льюис стал бы чемпионом уже на этапе в Сочи, за три этапа до конца сезона. В 2013-м Феттель стал бы чемпионом в Корее, который был 14-м и 19-ти этапов, и имел бы в своем активе 13 золотых медалей.
Стандартный мотор
Мировой кризис 2008 и 2009 годов не обошел «Формулу-1» стороной. Участники и руководство чемпионата начали все больше задумываться о сокращении бюджетов, и поскольку стоимость двигателей – всегда одна из самых затратных статей расходов команд, вполне естественно, что в первую очередь взор был обращен именно на этот аспект. Президент ФИА Мосли уведомил участников о переходе на стандартные моторы с 2010 года. Монопольным поставщиком был должен стать «Косуорт». Но насколько была реальной эта идея? Была ли она вообще? Получается, что «Феррари», «Мерседес», «Рено» должны были просто остаться не у дел. Не исключено, что таким способом ФИА просто решила оказать давление на производителей с целью снизить стоимость моторов. Некоторые даже пригрозили уходом из чемпионата, но в результате цель была достигнута – стоимость двигателей была снижена и вопрос стандартизации достаточно быстро оказался забыт.
Добровольное ограничение бюджета и разделение чемпионата на два класса
В 2009 году неугомонный Мосли предложил способ добровольного принуждения команд к ограничению бюджета. Взамен согласившиеся участники получали бы технические послабления, а остальные придерживались бы более жестких требований. Фактически чемпионат разделился бы на два уровня. Команды остались недовольны, но Международная автомобильная федерация была настроена крайне решительно. В результате эту привело к войне между ФИА и Ассоциацией команд «Формулы-1» (ФОТА). Поддержали предложение только «Уильямс» и «Форс-Индия», а остальные во главе с «Феррари» и «Маклареном» объявили о создании альтернативного чемпионата. Эпопея длилась в течение нескольких месяцев, стороны грозили судебными исками, в ситуацию даже пришлось вмешаться Берни Экклстоуну.
«Я отдал «Формуле-1» более 35 лет жизни. Из-за «Формулы-1» распался мой брак, поэтому могу с полной уверенностью сказать, что не допущу раскола, тем более, из-за такой ерунды», – сказал англичанин.
В результате компромисс был найден. ФИА пришлось пойти на попятную и отказаться от лимита бюджетов (карьера Мосли на этом, кстати, и завершилась), а команды пообещали, что в два ближайших года сократят расходы до уровня начала 90-х годов и окажут техническую помощь новичкам – «Катерхэму», «Верджину» и «ХРТ».
С того времени прошло уже шесть лет, однако воз и ныне там. Новые команды не получили обещанной поддержки, а сокращения расходов так и не произошло. Тема ограничения бюджетов поднимается раз за разом, и недавно о добровольном лимитировании вновь напомнил отставник Мосли. Но реализация пока выглядит маловероятной – слишком уж много противников у этой идеи.
Рестарты с места
ФИА не ищет легких путей и там, где можно пойти на компромисс, зачастую рубит все на корню. Либо все – либо ничего. Одним из таких примеров является рестарт после съезда машины безопасности с трассы.
В середине прошлого года внезапно было объявлено о поправке к регламенту, согласно которой с сезона-2015 рестарты должны были проводиться с места. Объяснялось это стремлением повысить зрелищность гонок. Правило было утверждено Всемирным советом ФИА по автоспорту, но вызвало массу вопросов по безопасности. Да и сам факт старта с нуля после каждого инцидента выглядел перебором. Поэтому в итоге правило было отменено и не попало в финальную версию регламента 2015 года.
Может быть, если ФИА так хотелось повысить зрелищность, то может быть просто стоило взять пример с американских гонок с «дабл-файл» рестартами, где пелотон выстраивается в две линии?
Три машины от одной команды
Идея третьей машины – одна из самых неоднозначных и при этом долгоживущих в «Формуле-1». Бывший президент «Феррари» Лука ди Монтеземоло с 2009 года неоднократно высказывался в поддержку данного предложения, и в конце прошлого сезона, когда обанкротились «Маруся» и «Катерхэм», вопрос вышел на новый уровень: 18 машин на стартовом поле, как в США и Бразилии – не дело, и нужно было что-то предпринимать. Но «Маруся» и «Катерхэм» подали признаки жизни, и тема третьего болида снизошла на нет. Нужно отметить, что банкротство этих команд было единственной возможностью воплотить данную концепцию в реальность. Тогда по Договору согласия ведущие конюшни были бы обязаны выставить на старт еще один болид, а без необходимости даже самая богатая команда «Формулы-1» в нынешних реалиях не пойдет не такой шаг.
Использование шасси «Ред Булл»
В начале 2015 года «гениальный» Берни Экклстоун предложил альтернативный способ доукомплектовать стартовую решетку на случай, если количество участников сократится.
Англичанин предложил маленьким командам использовать болид «Ред Булл» 2013 года с атмосферным двигателем «Мекахром». Предложение было рассмотрено на заседании стратегической группы «Формулы-1» и отклонено «Мерседесом», «Ред Булл» и «Феррари», что, в общем, неудивительно.
Сокращение гонки до часа
Как бороться с падением зрительской аудитории и повысить зрелищность гонок? Сократить длительность Гран-при и перенести время старта, чтобы болельщики
могли сделать все дела в воскресенье днем и сесть возле телевизоров. Именно такой оригинальный способ предложила недавно заместитель руководителя «Уильямса» Клэр Уильямс.
«Если мы сократим длительность гонки с двух часов до одного, то это не окажет серьезного влияния на спортивную составляющую», – сказала Клэр. – «В выходные люди хотят проводить время с семьей, а трансляция в воскресенье в два часа дня может разрушить планы. Было бы лучше, если бы трансляция гонки шла в четыре или пять вечера».
Если следовать этой логике, то NASCAR с 36 гонками высшего дивизиона по 3-4 часа каждые выходные и вовсе можно было закрываться. Между тем, эта гоночная серия является самым популярным видом спорта в США после Национальной футбольной лиги. Поэтому что-то в предложении Уильямс не так. В конце концов, ради хорошего зрелища настоящий болельщик всегда найдет время.