Опознать свои чувства - Женский блог. » Уютно как дома.
Создать акаунт
МАМА, ПАПА, Я - ИДЕАЛЬНАЯ СЕМЬЯ » Идеальная семья » Опознать свои чувства - Женский блог.

Опознать свои чувства - Женский блог.

09 дек 2020, 03:42
Идеальная семья
333
0
Опознать свои чувства - Женский блог.

Все темы сайта разделены на несколько каталогов для всей семьи: В каталоге "Лучшая мама" - собраны статьи для и о прекрасных женщинах, лучших мамах. Он включает статьи о зачатии, беременности, родах, как оставаться всегда в самой лучшей форме, и быть здоровой, самой красивой, гостеприимной хозяйкой - мастерицей.






Какая грань отделяет эмоционального ребенка от ребенка с неврологическими проблемами и какие факторы способствуют развитию «правильных» эмоций

вообще-то человек спокойный, неэмоциональный, но тут, честное слово, накипело. Не могу больше молчать. Выскажусь — и пусть родители и коллеги, если пожелают, со мной не соглашаются и даже осуждают.

Вот как это обычно выглядит. Приходит мама, приводит ребенка с какими-то проблемами, рассказывает о них и либо между делом, либо вот прямо в начале заявляет:

— Только вы знаете, он у меня весь такой прямо очень чувствительный и эмоционально тонкий…

Причем здесь откровенно подразумевается: он у меня не такой, как другие дети. И мерить его надо другой меркой, и относиться по-особому. И странно, что воспитательница в детском саду, учительница в школе или руководительница в обучалке-развивалке этого не видят, не понимают и не хотят считаться. И кстати, другие дети (по всей видимости, бесчувственные и «эмоционально толстые») тоже как-то не особенно его жалуют.

— Но вот мы до школы год ходили в хороший дорогой частный садик, и там была совершенно другая картина: маленькая группа, много внимания, его все время хвалили, и он прямо расцветал, ему все нравилось. А так он у нас очень, очень чувствительный…

— То есть вы хотите сказать, что эмоциональность вашего ребенка более развита и богата оттенками, чем в среднем у детей этого возраста?

— Да, да, именно так!

— А в чем же это выражается? — стараясь быть или хотя бы казаться доброжелательной, уточняю я.

Самые часто встречающиеся варианты ответов:

Если что-то не по его, у него прямо истерика начинается и никак его не успокоить.

Когда в мультфильмах или книжках что-то страшное или трогательное, он отворачивается, просит перестать читать, выключить или даже плачет.

Очень привязан ко мне, скучает, ревнует меня к папе, сестре или брату, все время требует внимания.

Много плачет, чуть какая неудача — сразу слезы.

На все обижается, даже на мягкий юмор.

Очень любит нашу кошку и собаку, скучает по ним, все время хочет с ними играть.

Хочет, чтобы играли по его правилам, очень расстраивается, если проигрывает, может отказаться играть вообще.

Выслушав все это в том или ином наборе, я обычно спрашиваю:

— А вы уверены, что это именно «тонко развитая эмоциональность»?

— Да, конечно, — отвечает родительница. — А что же еще?

Давайте разбираться.

Бывают ли вообще на свете дети с очень развитой эмоциональностью? Разумеется, бывают. Они очень быстро, точно и четко «читают» свои и чужие чувства и изменяют свое поведение строго в соответствии с прочитанным. Ну вот как дети с математическими способностями быстро и правильно решают сложные математические задачи, а дети со способностями к рисованию — рисуют березку.

Как правило, развитая эмоциональность связана с эмпатией. Эмоционально тонкий ребенок чувствует, когда кому-нибудь из близких плохо, и, в зависимости от темперамента, затаивается и переживает или пытается активно помочь. Если рядом радость, он заряжается ею, как батарейка, и переживает чужой восторг как свой собственный. Он откликается на беды одноклассников, плачет с ними или борется за них с несправедливостью. Он может не спать ночь, если где-то на другом краю света случилась беда, но не потому что боится за себя — ему жалко тех людей, он легко воображает себе их переживания. Он требует, чтобы родители «взяли к себе» всех встречных бродячих собак, пытается утешить всех плачущих детей в детской поликлинике, переживает за бомжа на помойке и за старушку с палочкой и тяжелой авоськой.

Книжные и киношные герои для такого ребенка тоже важны. Он легко идентифицирует себя с ними, переживает за них, как за живых, но никогда не откажется от интересной книги или фильма только потому, что там страшно или грустно. Эмоции — это материал для его развития, и ему нужен весь их спектр.

Собственные эмоции такого ребенка очень разнообразны, и он рано и тонко научается их различать. Он бывает в радости и умилении, в восторге и восхищении — и знает, и понимает, что все это — разные состояния. Он уверенно отличает грусть от тревоги, гнев от ярости, отчаяние от печали, обескураженность от недоумения.

Такие дети бывают. Я лично видела их не раз, не два и не десять раз — намного больше. Довольно часто (но не обязательно!) эмоционально тонкие дети бывают у эмоционально развитых родителей.

Что удивительно, родителям таких детей практически никогда не приходит в голову ссылаться на особенности их детей. Никогда я от них не слышала: «Ах, мой ребенок такой чувствительный, и поэтому кто-то должен…»

Разумеется, тут как с математическими способностями: кто-то от природы более одарен, кто-то менее. Но всех можно чему-то научить.

И вот семейные факторы, способствующие развитию действительно богатой эмоциональности у ребенка:

В семье регулярно и открыто говорят о чувствах: «Я сейчас испытываю вот что…»

Никто в семье не «копит обиды», проблемы обсуждаются, а не замалчиваются.

Члены семьи часто переживают и выражают при детях положительные эмоции: восхищение красивым закатом, умиление мимимишным котенком, радость от вкусной еды, интересной книги и т. д. — и описания этих переживаний абсолютно лишены дидактического, обучающего оттенка.

Семья не детоцентрическая. Ребенок вынужден приспосабливаться к чувствам и состоянию других членов семьи.

Детей в семье больше, чем один, или ребенок тесно общается с кузенами и т. д.

При обсуждении книг, кинофильмов, повседневных событий всегда уделяется внимание чувствам: «А он что, обиделся или разозлился?» «А она что хотела — его порадовать?» «А как он мог это сказать, чтобы при этом не унизить своего друга?»

Взрослые члены семьи объясняют и демонстрируют коррекцию своего поведения под чувства других людей: «Наша мама сегодня, кажется, не в настроении, наверное, это из-за вчерашних неприятностей на работе, поэтому я сейчас, пожалуй, попробую ее порадовать небольшим








сюрпризом…»

А что же «эмоционально тонкие» дети из начала моего поста? Это-то про что?

Это про разное.

У кого-то из этих детей реальные неврологические проблемы, и ребенок нуждается в наблюдении и лечении у невролога.

Другие остро нуждаются в установлении границ и семейных правил.

А у кого-то эмоциональное недоразвитие, то есть ребенок как раз не умеет управляться со своими и чужими чувствами. И его надо последовательно и терпеливо этому учить: чувства есть у мамы, у сестры, у кошки, они вот такие, вот так называются, и вот так с ними надо обходиться, чтобы достичь того или иного результата. Параллельно ребенок учится опознавать и называть эти же чувства у себя самого. И помните, что любая «особая мерка» для таких детей только усугубляет их проблемы.


Какая грань отделяет эмоционального ребенка от ребенка с неврологическими проблемами и какие факторы способствуют развитию «правильных» эмоцийвообще-то человек спокойный, неэмоциональный, но тут, честное слово, накипело. Не могу больше молчать. Выскажусь — и пусть родители и коллеги, если пожелают, со мной не соглашаются и даже осуждают. Вот как это обычно выглядит. Приходит мама, приводит ребенка с какими-то проблемами, рассказывает о них и либо между делом, либо вот прямо в начале заявляет: — Только вы знаете, он у меня весь такой прямо очень чувствительный и эмоционально тонкий… Причем здесь откровенно подразумевается: он у меня не такой, как другие дети. И мерить его надо другой меркой, и относиться по-особому. И странно, что воспитательница в детском саду, учительница в школе или руководительница в обучалке-развивалке этого не видят, не понимают и не хотят считаться. И кстати, другие дети (по всей видимости, бесчувственные и «эмоционально толстые») тоже как-то не особенно его жалуют. — Но вот мы до школы год ходили в хороший дорогой частный садик, и там была совершенно другая картина: маленькая группа, много внимания, его все время хвалили, и он прямо расцветал, ему все нравилось. А так он у нас очень, очень чувствительный… — То есть вы хотите сказать, что эмоциональность вашего ребенка более развита и богата оттенками, чем в среднем у детей этого возраста? — Да, да, именно так! — А в чем же это выражается? — стараясь быть или хотя бы казаться доброжелательной, уточняю я. Самые часто встречающиеся варианты ответов: Если что-то не по его, у него прямо истерика начинается и никак его не успокоить. Когда в мультфильмах или книжках что-то страшное или трогательное, он отворачивается, просит перестать читать, выключить или даже плачет. Очень привязан ко мне, скучает, ревнует меня к папе, сестре или брату, все время требует внимания. Много плачет, чуть какая неудача — сразу слезы. На все обижается, даже на мягкий юмор. Очень любит нашу кошку и собаку, скучает по ним, все время хочет с ними играть. Хочет, чтобы играли по его правилам, очень расстраивается, если проигрывает, может отказаться играть вообще. Выслушав все это в том или ином наборе, я обычно спрашиваю: — А вы уверены, что это именно «тонко развитая эмоциональность»? — Да, конечно, — отвечает родительница. — А что же еще? Давайте разбираться. Бывают ли вообще на свете дети с очень развитой эмоциональностью? Разумеется, бывают. Они очень быстро, точно и четко «читают» свои и чужие чувства и изменяют свое поведение строго в соответствии с прочитанным. Ну вот как дети с математическими способностями быстро и правильно решают сложные математические задачи, а дети со способностями к рисованию — рисуют березку. Как правило, развитая эмоциональность связана с эмпатией. Эмоционально тонкий ребенок чувствует, когда кому-нибудь из близких плохо, и, в зависимости от темперамента, затаивается и переживает или пытается активно помочь. Если рядом радость, он заряжается ею, как батарейка, и переживает чужой восторг как свой собственный. Он откликается на беды одноклассников, плачет с ними или борется за них с несправедливостью. Он может не спать ночь, если где-то на другом краю света случилась беда, но не потому что боится за себя — ему жалко тех людей, он легко воображает себе их переживания. Он требует, чтобы родители «взяли к себе» всех встречных бродячих собак, пытается утешить всех плачущих детей в детской поликлинике, переживает за бомжа на помойке и за старушку с палочкой и тяжелой авоськой. Книжные и киношные герои для такого ребенка тоже важны. Он легко идентифицирует себя с ними, переживает за них, как за живых, но никогда не откажется от интересной книги или фильма только потому, что там страшно или грустно. Эмоции — это материал для его развития, и ему нужен весь их спектр. Собственные эмоции такого ребенка очень разнообразны, и он рано и тонко научается их различать. Он бывает в радости и умилении, в восторге и восхищении — и знает, и понимает, что все это — разные состояния. Он уверенно отличает грусть от тревоги, гнев от ярости, отчаяние от печали, обескураженность от недоумения. Такие дети бывают. Я лично видела их не раз, не два и не десять раз — намного больше. Довольно часто (но не обязательно!) эмоционально тонкие дети бывают у эмоционально развитых родителей. Что удивительно, родителям таких детей практически никогда не приходит в голову ссылаться на особенности их детей. Никогда я от них не слышала: «Ах, мой ребенок такой чувствительный, и поэтому кто-то должен…» Разумеется, тут как с математическими способностями: кто-то от природы более одарен, кто-то менее. Но всех можно чему-то научить. И вот семейные факторы, способствующие развитию действительно богатой эмоциональности у ребенка: В семье регулярно и открыто говорят о чувствах: «Я сейчас испытываю вот что…» Никто в семье не «копит обиды», проблемы обсуждаются, а не замалчиваются. Члены семьи часто переживают и выражают при детях положительные эмоции: восхищение красивым закатом, умиление мимимишным котенком, радость от вкусной еды, интересной книги и т. д. — и описания этих переживаний абсолютно лишены дидактического, обучающего оттенка. Семья не детоцентрическая. Ребенок вынужден приспосабливаться к чувствам и состоянию других членов семьи. Детей в семье больше, чем один, или ребенок тесно общается с кузенами и т. д. При обсуждении книг, кинофильмов, повседневных событий всегда уделяется внимание чувствам: «А он что, обиделся или разозлился?» «А она что хотела — его порадовать?» «А как он мог это сказать, чтобы при этом не унизить своего друга?» Взрослые члены семьи объясняют и демонстрируют коррекцию своего поведения под чувства других людей: «Наша мама сегодня, кажется, не в настроении, наверное, это из-за вчерашних неприятностей на работе, поэтому я сейчас, пожалуй, попробую ее порадовать небольшим сюрпризом…» А что же «эмоционально тонкие» дети из начала моего поста? Это-то про что? Это про разное. У кого-то из этих детей реальные неврологические проблемы, и ребенок нуждается в наблюдении и лечении у невролога. Другие остро нуждаются в установлении границ и семейных правил. А у кого-то эмоциональное недоразвитие, то есть ребенок как раз не умеет управляться со своими и чужими чувствами. И его надо последовательно и терпеливо этому учить: чувства есть у мамы, у сестры, у кошки, они вот такие, вот так называются, и вот так с ними надо обходиться, чтобы достичь того или иного результата. Параллельно ребенок учится опознавать и называть эти же чувства у себя самого. И помните, что любая «особая мерка» для таких детей только усугубляет их проблемы.

Смотрите также:


Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментарии для сайта Cackle





Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика